Логическое ударение
В любом стихотворении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя основную смысловую и эмоциональную нагрузку. Их необходимо выделить из общей массы слов с помощью логического ударения. Логическое ударение может быть выражено темпом, силой голоса, паузами, удлинением звуков и др. 2. Темп чтения зависит от: — содержания и настроения стихов (грустные стихи читаются медленнее, чем радостные);
— типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). 3. Сила голоса
Выделить то или иное слово можно как усилив, так и ослабив голос. Гордость, ликование или внезапный испуг легко передать более громким голосом. Горе или нежность, наоборот, требуют от чтеца тихого произношения. Иногда можно перейти практически на шёпот, если он будет слышен в аудитории. 4. Паузы Они помогают выделить самые значимые слова в тексте. Сделайте паузу в одну-две секунды после слова, и слушатели обратят на него особое внимание. Важно помнить, что нет однозначного соответствия между знаками препинания и паузами: не всякий знак препинания означает паузу, и напротив, пауза может не обозначаться знаком препинания на письме.
Случаи, когда знаки препинания не являются логическими остановками:
— Не отделяются паузами вводные слова — они произносятся в более быстром темпе.
— Не отмечаются паузами запятые, отделяющие обращение в середине и в конце фразы.
— Не отмечается паузой запятая, стоящая между союзом и деепричастным оборотом.
— Не отмечается паузой запятая в сложноподчинённых предложениях, когда связь придаточного предложения с главным осуществляется сложными союзами. 5. Интонация Это важнейший элемент выразительного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Выделяют следующие виды интонации:
— повествовательная (спокойное ровное произношение);
— вопросительная (повышение тона в начале высказывания и понижение в конце);
— восклицательная (повышение тона в конце предложения);
— интонация перечисления (тон понижается, между объектами делаются паузы).
Универсальное интонационное правило: фраза не завершена — голос вверх, фраза окончена — голос вниз. 6. Ритм и рифма Несмотря на то что у стихов есть размер и (чаще всего) рифма, нельзя пытаться их скандировать. Излишнее подчёркивание ритма производит неприятное впечатление на слушателя. Отбивание рифм хорошо звучит в «кричалках» на стадионах, но не при чтении поэзии. Чтобы отвыкнуть от скандирования, полезно читать многостопные, трудные для чтения белые стихи или басни. Чтение басен к тому же помогает отвыкнуть от певучего чтения.